Законодательная техника Узбекистана
Каждый народ, который строит свободное демократическое общество, стремится к тому, чтобы принимаемые законы были справедливыми и гуманными, простыми и доступными, полностью соответствовали интересам и правам человека. Важную роль играет совершенствование законодательного процесса, деятельности органа, принимающего законы. Именно эту цель преследовал переход Олий Мажлиса, являющегося высшим государственным представительным органом и осуществляющим законодательную власть, на двухпалатную систему.
Создание двухпалатного парламента способствует созданию системы сдержек и противовесов, необходимых для эффективного осуществления им своих полномочий, принятия обоснованных и взвешенных решений и в целом повышения качества законотворческой работы.
Конституция, отражающая приверженность правам человека и социальной справедливости, а также принимаемые на ее основе законы служат прочным фундаментом построения демократического правового государства и сильного гражданского общества.
Создание двухпалатного парламента стало важным шагом на пути совершенствования высших органов государственной власти в соответствии с современными условиями, общепринятыми нормами демократии. Стало возможным изменить порядок подготовки и принятия законодательных актов, что способствует улучшению качества законотворческой работы.
Согласно Конституции Республики Узбекистан государство выражает волю народа, служит его интересам. Референдум наряду с выборами является непосредственным выражением воли народа. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены или изменены только путем референдума.
Порядок проведения референдума в Узбекистане регламентирован в Законе "О референдуме Республики Узбекистан"
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право законодательной инициативы принадлежит:
- Президенту Республики Узбекистан;
- Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти;
- депутатам Законодательной палаты;
- Кабинету Министров Республики Узбекистан;
- Конституционному суду Республики Узбекистан;
- Верховному суду Республики Узбекистан;
- Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан;
- Генеральному прокурору Республики Узбекистан.
Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Законодательную палату проектов законов. (Закон «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» )
Законодательный процесс в Парламенте Республики Узбекистан регулируется Конституционными Законами Республики Узбекистан "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" .
Порядок рассмотрения законов и постановлений в Парламенте Узбекистана урегулирован в Законах "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан" .
Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".