Государственная регистрация юридических лиц в Республике Узбекистан

Государственная регистрация юридических лиц в Республике Узбекистан

Оглавление

Органы, осуществляющие государственную регистрацию

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности" государственная регистрация с одновременной постановкой на учет в государственных налоговых и статистических органах осуществляется:

  • Министерством юстиции Республики Узбекистан - аудиторских организаций, страховщиков и страховых брокеров, бирж, органов хозяйственного управления в форме акционерных компаний (включая государственно-акционерные компании и холдинги), создаваемых соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, а также предприятий с иностранными инвестициями рынков и организаций налоговых консультантов, создаваемых в городе Ташкенте, и других организаций, в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей - предприятий с иностранными инвестициями и рынков, создаваемых соответственно в Республике Каракалпакстан и областях, и других организаций, в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов - всех субъектов предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала, за исключением указанных выше.

Согласно Постановлению «Об утверждении Типового положения об инспекциях по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов» при хокимиятах районов (городов) создаются инспекции по регистрации субъектов предпринимательства, которые подотчетны хокимам соответствующих районов (городов).

Инспекция входит в структуру хокимията района (города) и не является юридическим лицом, не имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и вступать от своего имени в гражданско-правовые отношения с другими лицами.

Субъект предпринимательства или его учредитель может обратиться в инспекцию за:

  • государственной регистрацией субъекта предпринимательства с одновременным оформлением разрешительных документов;
  • государственной регистрацией субъекта предпринимательства без оформления разрешительных документов;

Для оформления разрешительных документов в инспекцию могут обращаться и ранее зарегистрированные субъекты предпринимательства (с оформлением или без оформления разрешительных документов), а также зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей.

Субъекты предпринимательства обращаются в инспекцию по мере необходимости оформления соответствующих разрешительных документов независимо от того, обращались ли они ранее в инспекцию за оформлением разрешительных документов или нет.

Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан "О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности" за государственную регистрацию субъекта предпринимательства уплачивается государственная пошлина.

Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан и управлениях юстиции областей в следующих размерах:

  • пять минимальных заработных плат, а также 500 долларов США - для предприятий с иностранными инвестициями;
  • четыре минимальные заработные платы - для страховых и аудиторских организаций, организаций налоговых консультантов, бирж, органов хозяйственного управления в форме акционерных компаний (включая государственно-акционерные компании и холдинги), создаваемых соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, территориальных (областных, межобластных и межрайонных) баз, входящих в состав Ассоциации предприятий оптовой торговли, и рынков.

За государственную регистрацию субъектов предпринимательства в инспекциях взимается государственная пошлина, ставки которой устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Из полученных средств 60 процентов остаются в распоряжении инспекций в качестве источника их финансирования, и направляются исключительно на укрепление материально- технической базы и стимулирование их сотрудников, остальные средства перечисляются в местный бюджет.

За государственную регистрацию:

  • дехканских хозяйств, а также акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий, государственная пошлина не взимается;
  • субъектов предпринимательства, создаваемых в труднодоступных и горных районах, государственная пошлина взимается в размере 20 процентов от установленной ставки.

Сроки государственной регистрации юридических лиц

Общий срок с даты подачи заявления до оформления разрешительных документов с государственной регистрацией субъекта предпринимательства устанавливается в пределах от 7 рабочих дней до одного месяца в зависимости от степени сложности и трудоемкости работ по выдаче технических условий и других разрешительных документов.

Резервирование доступного фирменного наименования

Резервирование доступных запрашиваемых фирменных наименований в централизованной базе данных фирменных наименований Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике осуществляется через сеть Интернет самими учредителями либо регистрирующим органом на основании электронной заявки.

Порядок функционирования электронной системы резервирования и централизованной базы данных фирменных наименований устанавливается Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике.

Резервирование фирменного наименования юридического лица осуществляется с учетом требований, установленных Законом Республики Узбекистан "О фирменных наименованиях".

При устном обращении учредителей в регистрирующий орган для резервирования фирменного наименования, ответственные работники регистрирующего органа в течение одного часа должны оформить электронную заявку через сеть Интернет.

После получения электронной заявки на резервирование фирменного наименования ответственные работники Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике обязаны осуществить необходимые действия по резервированию доступного фирменного наименования в срок не более 8 рабочих часов, путем внесения соответствующей записи в централизованную базу данных фирменных наименований.

За устное обращение, прием электронной заявки и резервирование доступных фирменных наименований плата не взимается.

Срок действия зарезервированного фирменного наименования составляет 60 дней с даты резервирования.

Документы, представляемые для государственной регистрации субъектов предпринимательства

Для государственной регистрации в качестве юридического лица в регистрирующий орган документы могут предоставляться как в явочном порядке, так и по почте.

Для регистрации субъектов предпринимательства в качестве юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление (См. Заявление) (annex 1).

К заявлению о государственной регистрации прилагаются:

  • в двух экземплярах оригиналы учредительных документов на государственном языке (учредительным документом, представляемым в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, является устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор, при этом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью - учредительный договор и устав, а для полных и коммандитных товариществ - только учредительный договор, для акционерных обществ, частных предприятий, фермерских хозяйств и дехканских хозяйств с образованием юридического лица - только устав). Для предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала требуется нотариальное заверение учредительных документов.
  • банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины (за исключением дехканских хозяйств, а также акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий);
  • уникальный логин и пароль, подтверждающие резервирование доступного фирменного наименования в централизованной базе данных фирменных наименований (далее - подтверждение резервирования фирменного наименования);
  • эскизы печати и штампа в трех экземплярах.

Дополнительно к документам, указанным выше представляются для государственной регистрации:

для рынков

  • решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о выделении земельного участка под организацию рынка и документ, подтверждающий внесение в уставный фонд рынка не менее 30 процентов от указанного в учредительных документах размера;

для предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала

  • выписка об иностранном учредителе из торгового реестра по месту регистрации юридического лица или иной документ, подтверждающий деятельность данного юридического лица, легализованные в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан, а в случае отсутствия такового - в Министерстве иностранных дел государства регистрации учредителя, в консульском учреждении или дипломатическом представительстве данной страны в Республике Узбекистан, с последующим заверением в Консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан. Выписка об иностранном учредителе из торгового реестра или иной документ, подтверждающий деятельность данного юридического лица, должны содержать наименование иностранного юридического лица, его местонахождение, данные лица, имеющего право подписи от имени иностранного юридического лица. Указанная выписка действительна в течение одного года с момента выдачи. Физическое лицо - нерезидент Республики Узбекистан представляет копию своего паспорта.
    Данные документы должны быть представлены с переводом на государственный язык, нотариально заверенным в установленном порядке. Если вкладом иностранного учредителя в уставный фонд предприятия (организации) является интеллектуальная собственность, то заявитель должен представить отчет об оценке, подготовленный оценочной организацией в установленном законодательством порядке;
  • документы, подтверждающие внесение каждым из учредителей 30 процентов от размера его доли в уставном фонде предприятия (банковская справка о внесении денежных средств на временные накопительные сумовый и валютный счета, таможенный документ, подтверждающий ввоз на территорию Республики Узбекистан имущества, акт приема-передачи имущества, документ, подтверждающий право на вносимое имущество и др.);

для дехканских хозяйств (юридических лиц) и фермерских хозяйств:

  • копия решения хокима района о предоставлении земельного участка;

для субъектов предпринимательства, создаваемых путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования юридических лиц:

  • подтверждение письменного уведомления всех известных реорганизуемым юридическим лицам кредиторов и публикации в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;
  • передаточный акт (при слиянии и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех их кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
  • оригинал свидетельства о регистрации, печать и штамп преобразуемого юридического лица (представляется при регистрации субъектов предпринимательства, создаваемых путем слияния, разделения и преобразования юридического лица).

Уставный фонд

Акционерное общество. Минимальный размер уставного фонда акционерного общества должен составлять не менее суммы, эквивалентной четыремстам тысячам долларов США по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату государственной регистрации общества.

Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью. Уставный фонд (уставный капитал) общества должен быть не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Учредительные документы

Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В уставе и других учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения (почтовый адрес), порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

Порядок государственной регистрации юридического лица

Государственная регистрация юридических лиц и постановка их на учет осуществляется по схеме (См. Схема) (annex 2), установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности».

Регистрирующим органом данные о государственной регистрации всех субъектов предпринимательства с образованием юридического лица вносятся в государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующие органы в течение одного дня со дня проведения государственной регистрации официально представляют по месту расположения субъекта предпринимательства сведения о нем из государственного реестра в статистический, налоговый органы и органы внутренних дел с приложением эскизов печати и штампа в трех экземплярах, а по юридическим лицам, являющимся акционерными обществами, - также и в уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.

В двухдневный срок по получении указанных выше сведений:

  • налоговые органы - осуществляют постановку юридического лица, индивидуального предпринимателя, дехканского хозяйства без образования юридического лица на учет, в том числе в качестве плательщиков страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд, фонд занятости и дорожный фонд (для субъектов, являющихся плательщиками в соответствующие фонды), присваивают им идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и официально сообщают его в статистические и регистрирующие органы;
  • статистические органы - включают юридическое лицо в Единый государственный регистр предприятий и организаций, заполняют регистрационную карту и официально сообщают регистрирующему и налоговому органам присвоенные субъекту предпринимательства коды;
  • органы внутренних дел осуществляют оформление разрешения на изготовление печати и штампа и направляют в регистрирующий орган разрешения на изготовление печати и штампа с двумя экземплярами эскиза.

Регистрирующие органы ежеквартально осуществляют сверку с налоговыми и статистическими органами количества зарегистрированных и находящихся на учете зарегистрированных субъектов предпринимательства.

Решение о государственной регистрации

Решение о государственной регистрации или мотивированном отказе в регистрации юридического лица регистрирующим органом принимается не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления о регистрации с приложением необходимых документов не позднее 3 рабочих дней.

В случае несогласия с решением регистрирующего органа, незаконных действий (бездействия) его должностных лиц или нарушения сроков регистрации заявитель вправе в установленном порядке обратиться в суд.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

После окончания необходимых регистрационных и разрешительных процедур регистрирующий орган в установленный срок выдает юридическим лицам - свидетельство о государственной регистрации юридического лица (См. Свидетельство) (annex 3) и учредительные документы с отметкой "зарегистрировано", заверенные печатью регистрирующего органа, а также разрешения на изготовление печати и штампа с эскизом.

Все необходимые документы субъекту предпринимательства выдаются одновременно.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основаниями для отказа в государственной регистрации для всех субъектов предпринимательства являются:

  • обращение в несоответствующий регистрирующий орган;
  • представление документов, предусмотренных в настоящем Положении, не в полном объеме.

Основаниями для отказа в государственной регистрации для субъектов предпринимательства - юридических лиц также являются:

  • несоответствие фирменного наименования, указанного в учредительных документах и эскизах печати и штампа, фирменному наименованию, указанному в подтверждении резервирования фирменного наименования;
  • несоответствие организационно-правовой формы, указанной в учредительных документах и эскизах печати и штампа, видам организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;
  • указание в учредительных документах запрещенных законодательством Республики Узбекистан видов деятельности.

Основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, для которых законодательством Республики Узбекистан установлены дополнительные требования по размеру уставного фонда при государственной регистрации, является несоответствие размера уставного фонда, предусмотренного в учредительных документах, размеру уставного фонда, установленному законодательством Республики Узбекистан для соответствующих субъектов предпринимательства.

Основаниями для отказа в государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями дополнительно к основаниям, указанным выше, являются:

  • несоответствие размера доли иностранных инвестиций размеру доли, установленному законодательством Республики Узбекистан для предприятий с иностранными инвестициями;
  • отсутствие в составе учредителей предприятия с иностранными инвестициями иностранного юридического лица.

Основаниями для отказа в государственной регистрации рынков дополнительно к основаниям, указанным выше, являются:

  • не внесение в уставный фонд рынка не менее 30 процентов от указанного в учредительных документах размера;
  • отсутствие в составе учредителей рынка органа государственной власти на местах с долей в уставном фонде не менее 51 процента.

Представленные документы изучаются исключительно на предмет отсутствия оснований для отказа.

Отказ в государственной регистрации по основаниям, не указанным выше, не допускается.

Решение о мотивированном отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом и выдается заявителю в течение 3 рабочих часов с момента представления документов.

Уведомительный порядок государственной регистрации

Уведомительный порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства представляет собой ускоренную процедуру прохождения государственной регистрации субъектов предпринимательства на основании представленных документов и их рассмотрения лишь в части.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию в уведомительном порядке

Государственная регистрация на уведомительной основе с постановкой на учет в органах государственной налоговой службы и государственной статистики осуществляется:

  • Министерством юстиции Республики Узбекистан - органов хозяйственного управления в форме акционерных компаний (включая государственно-акционерные компании и холдинги), создаваемых соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, а также предприятий с иностранными инвестициями, рынков и организаций налоговых консультантов, создаваемых в городе Ташкенте и других организаций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей - предприятий с иностранными инвестициями, рынков и организаций налоговых консультантов, создаваемых соответственно в Республике Каракалпакстан и областях, и других организаций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов - всех субъектов предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала, за исключением указанных выше.

Срок государственной регистрации в уведомительном порядке

Срок с даты подачи заявления-уведомления с приложением необходимых документов до государственной регистрации субъекта предпринимательства с выдачей свидетельства о государственной регистрации составляет не более 2 рабочих дней.

Порядок регистрации юридического лица в уведомительном порядке

При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации субъект предпринимательства подлежит государственной регистрации.

Необходимые для государственной регистрации статистические коды присваиваются субъекту предпринимательства регистрирующим органом с использованием статистических классификаторов административно-территориальных обозначений, видов деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм.

Регистрирующий орган присваивает код ОКПО из соответствующей квоты кодов ОКПО. Квота кодов ОКПО представляет собой количество кодов ОКПО, выделенное Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике регистрирующему органу для самостоятельного присвоения. Квота кодов ОКПО бесперебойно выделяется каждому регистрирующему органу ежемесячно не позднее 5 числа следующего месяца. Квота кодов ОКПО выделяется из расчета среднего количества ежемесячно регистрируемых субъектов предпринимательства - юридических лиц.

Код ОКПО присваиваются в порядке очередности. Отсутствие кодов ОКПО в регистрирующих органах не допускается.

После присвоения кода ОКПО регистрирующий орган посредством электронной почты направляет в государственную налоговую инспекцию района (города) запрос на присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) . В случае отсутствия электронной почтовой связи соответствующий запрос на присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) направляется посредством факсимильной связи.

Государственная налоговая инспекция района (города), получив соответствующий запрос, осуществляет присвоение субъекту предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) через централизованную базу идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) в режиме реального времени и одновременно вносит соответствующую запись в централизованную базу идентификационных номеров налогоплательщиков.

По присвоении субъекту предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) оформляется справка о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и направляется регистрирующему органу посредством электронной почты. В случае отсутствия электронной почтовой связи справка о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) направляется посредством факсимильной связи.

Срок присвоения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и направление его регистрирующему органу составляет не более 8 рабочих часов.

Регистрирующий орган, при соответствии эскиза печати и штампа требованиям законодательства Республики Узбекистан, осуществляет оформление разрешения на изготовление печати и штампа.

При несоответствии эскиза печати и штампа требованиям законодательства регистрирующий орган по согласованию с субъектом предпринимательства может вносить необходимые исправления во все представленные экземпляры эскиза и оформляет разрешение на изготовление печати и штампа.

После завершения регистрационных процедур (присвоения статистических кодов, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), оформления разрешения на изготовление печати и штампа) данные о государственной регистрации всех субъектов предпринимательства с образованием юридического лица вносятся регистрирующим органом в государственный реестр юридических лиц.

Свидетельство о государственной регистрации в уведомительном порядке

После окончания необходимых регистрационных процедур регистрирующий орган в установленный срок выдает субъектам предпринимательства - юридическим лицам - свидетельство о государственной регистрации юридического лица (См. Свидетельство о регистрации) (Annex 4)и учредительные документы с отметкой "зарегистрировано", заверенные печатью регистрирующего органа, а также разрешение на изготовление печати и штампа с эскизом печати и штампа.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты